День празднования военно морского флота. Смотреть что такое "День Военно-Морского Флота" в других словарях

К праздникам, которые являются частью военной истории России, относится и День основания военно-морского флота.

История

Днем учреждения ВМФ считается его официальное введение Петром I, но зарождение российской флотилии началось еще в 6-7 веках.

Это интересно:

  1. Первая флотилия, просуществовавшая лишь год, была построена в 1570 году по указу Ивана Грозного. В 1636 году на территории России впервые был построен трехмачтовый корабль европейского типа, который использовался гольштинцами.
  2. Первое судно западноевропейского образца построили в 1667 году. Совместно голландскими, а также местными мастерами на реке Ока был собран русский двухпалубный корабль, имеющий три мачты и способный выходить в море, но так и не сделавший этого. Также были построены несколько шлюпок и яхта.
  3. Опыт ведения морского боя имели донские казаки, однако развитие Российского флота началось лишь с наступлением 18 века. 30 октября 1696 года, по совету Петра I, Боярской Думой было решено учредить регулярный морской военный флот России.
  4. Учреждение флота способствовало активному развитию кораблестроения, созданию Азовского и Балтийского флота, к которым позже присоединились Каспийская флотилия, Тихоокеанский, Северный и Черноморский флоты.
  5. Первая половина 18 века стала для русских моряков периодом географических открытий, подарив миру таких великих мореплавателей, как В. Беринг, В. Головин, Е. Путятин и другие.
  6. Во второй же половине 18 века ВМФ России занимал 3-е место по численности боевых суден. Непрерывно совершенствуя и тренируя тактику сражений, русский флот одерживал победы во многих сражениях, запечатлев в истории адмиралов Макарова, Спиридова, Корнилова и других отважных военных.

Непрерывные тренировки флота помогли ему во время ВОВ в тяжелых условиях не только не терять своих позиций, но и разгромить противника. Морские летчики, моряки-подводники и морская пехота работали слаженным механизмом, создавая морскую славу России.

Сейчас наш флот развивается, улучшая свои навыки, имеет на вооружении самую современную технику.

Традиции

В День основания ВМФ России каждый, кто имеет отношение к этой ответственной профессии, получает поздравления и награды. Но большая часть военных моряков проводит этот день на рабочем месте. На суднах осуществляется поднятие Андреевского флага и проходят торжественные построения. Начальство выражает свою благодарность за службу.

Флота Российского берет свое начало более трехсот лет назад и неразрывно связана с именем Петра Первого. Еще в юности, обнаружив в 1688 году в своем амбаре подаренный их семье ботик, названный позднее «Дедушкой Русского флота», будущий глава государства навсегда соединил свою жизнь с кораблями. В этом же году он основал верфь на Плещеевом озере, где благодаря стараниям местных умельцев был построен «потешный» флот государя. Уже к лету 1692 года флотилия насчитывала несколько десятков судов, из которых выделялся красавец-фрегат «Марс» с тридцатью пушками.

Справедливости ради отмечу, что первый отечественный корабль был построен еще до рождения Петра в 1667 году. Голландские мастера совместно с местными ремесленниками на реке Ока сумели построить двухпалубный «Орел» с тремя мачтами и возможностью путешествия по морю. Одновременно с этим были созданы пара шлюпок и одна яхта. Руководил этими работами мудрый политик Ордин-Нащокин из московских бояр. Название, как можно догадаться, досталось кораблю в честь герба. Петр Великий считал, что это событие положило начало морскому делу на Руси и «достойно прославления в веках». Однако в истории день рождения военного флота нашей страны связан совсем с другой датой…

Шел 1695 год. Необходимость в создании благоприятных условии для зарождения торговых отношении с другими государствами Европы привело нашего государя к военному конфликту с Османской империи в устье Дона и низовьях Днепра. Петр Великий, видевший необоримую силу в своих новоиспеченных полках (Семеновском, Пребраженском, Бутырском и Лефортовском) решает идти походом под Азов. Он пишет в Архангельск близкому другу: «Пошутили под Кожуховым, а теперь и под Азовом пошутим». Результаты этого путешествия, несмотря на доблесть и отвагу, проявленную в боях русскими солдатами, обернулись страшными потерями. Тогда-то Петр и понял что война – это вовсе не детская забава. При подготовке следующей кампании он учитывает все свои былые ошибки и решается на создание абсолютно новой в стране военной силы. Петр поистине был гением, благодаря своей воле и уму он сумел создать целый флот всего за одну зиму. И средств для этого не жалел. Сперва он запросил помощи у своих западных союзников – короля Польского и императора Австрийского. Они выслали ему знающих инженеров, корабельных мастеров и артиллеристов. После прибытия в Москву Петр организовал собрание своих генералов для обсуждения второй кампании по овладению Азовом. На совещаниях было постановлено соорудить флот, который уместил бы в себе 23 галеры, 4 брандера и 2 корабля-галеаса. Адмиралом флота был определен Франц Лефорт. Командующим всей Азовской армией стал генералиссимус Шеин Алексей Семенович. Для двух главных направлений операции – на Дон и на Днепр – организовали две армии Шеина и Шереметева. Под Москвой в спешном порядке строили брандеры и галеры, в Воронеже впервые на Руси создавали два огромных тридцатишести-пушечных корабля, получивших названия «Апостол Павел» и «Апостол Петр». Помимо этого предусмотрительный государь повелел соорудить более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, уготовленных в поддержку сухопутной армии. Их постройкой занялись в Козлове, Сокольске, Воронеже. В начале весны корабельные части были привезены для сборки Воронеж, а уже в конце апреля суда были на плаву. 26 апреля на воду был спущен первый галеас – «Апостол Петр».

Основной задачей флота было блокирование не сдававшейся крепости с морских направлений, лишив её поддержки в живой силе и провианте. Армия Шереметева должна была направиться к Днепровскому лиману и проводить отвлекающие маневры. В начале лета все корабли русского флота воссоединились под Азовом, и началась его осада. 14 июня прибыл турецкий флот из 17 галер и 6 кораблей, но он так и простоял до конца месяца в нерешительности. 28 июня турки набрались храбрости подвезти десант. Гребные судна направились к берегу. Тогда по приказанию Петра наш флот незамедлительно снялся с якоря. Только увидев это, турецкие капитаны дружно развернули корабли и ушли в море. Так и не получив подкрепления, крепость была вынуждена объявить капитуляцию 18 июля. Первый выход военного флота Петра увенчался полным успехом. А спустя неделю флотилия вышла в море для осмотра завоеванной территории. Государь со своими генералами выбирали место на побережье для строительства нового военно-морского порта. Позже вблизи Миусского лимана были основаны крепости Павловская и Черепахинская. Азовских победителей также ждал торжественный прием в Москве.

Для решения вопросов по обороне захваченных территории Петр Первый решает созвать в селе Преображенском Боярскую думу. Там он и спрашивает выстроить «караван морской али флот». 20 октября на очередном заседании дума постановляет: «Быть морским судам!» На последовавший вопрос: «А скольким?», решено «справиться у крестьянских дворов, за духовными и разными чинами людей, накладывать суды по дворам, у торговых людей выписать из таможенных книг». Так и начал свое существование Российский императорский военно-морской флот. Сразу было решено заняться строительством 52 кораблей и спустить их на воду в Воронеже уже до начала апреля 1698 года. Причем решение строить корабли было принято следующим образом: духовенство давало один корабль с каждых восьми тысяч дворов, дворянство – с десяти тысяч. Купечество, посадские люди и иностранные купцы обязались пустить в плавание 12 кораблей. На налоги с населения остальные корабли строило государство. Дело затевалось нешуточное. Плотников искали по всей стране, им в помощь были выделены солдаты. Более пятидесяти иностранных специалистов работали на верфях, а сотня талантливых молодых людей отправилась за границу постигать азы кораблестроения. Среди них в должности обычного урядника был и Петр. Помимо Воронежа верфи были построены в Ступине, Таврове, Чижовке, Брянске и Павловске. Желающие проходили ускоренные курсы обучения на корабельных мастеров и подручных работников. В Воронеже в 1697 году было создано адмиралтейство. Первым в истории военно-морским документом Российского государства стал «Устав по галерам», написанный Петром I еще во время второго Азовского похода на командной галере «Принципиум».

На Воронежской судоверфи 27 апреля 1700 года был на достроен «Гото Предестинация» – первый линкор России. По европейской классификации кораблей начала XVII века оно заслужило IV ранг. Россия по праву могла гордиться своим детищем, поскольку строительство проходило без участия специалистов из-за границы. К 1700 году Азовский флот уже насчитывал более сорока парусных судов, а к 1711 – около 215 (в том числе и гребных), из которых сорок четыре корабля были вооружены 58-пушками. Благодаря этому грозному аргументу удалось подписать мирный договор с Турцией и начать войну со шведами. Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей, позволил позднее добиться успеха на Балтийском море и сыграл важную (если не решающую) роль в великой Северной войне. Балтийский флот строился на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери. В 1712 году был учрежден Андреевский флаг – белое полотнище с голубым крестом по диагонали. Под ним сражались, побеждали и умирали много поколений моряков Российского флота, прославившие своими подвигами нашу Родину.

Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Однако так как возникала острая необходимость защищать завоеванные приморские территории и одновременно проводить боевые операции, а в стране не успевали строить и ремонтировать корабли, то их зачастую покупали за рубежом.

Разумеется, все главные распоряжения и указы исходили от Петра I, но в делах кораблестроения ему помогали такие видные исторические фигуры как Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман и С. И. Языков. Прославили в веках свои имена корабельные мастера Ричард Козенц и Скляев, Салтыков и Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. К этому времени центр судостроения и подготовки специалистов для отечественного флота переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. Наши моряки одержали блестящие и убедительные первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Также российские мореплаватели совершили множество значимых географических открытий. Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский. Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В.М. Головниным, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, Е.В. Путятиным, М.П. Лазаревым.

К 1745 году в основной своей массе военно-морские офицеры выходили из дворянского рода, а матросы были рекрутами из простого народа. Срок службы их являлся пожизненным. Нередко для прохождения морской службы нанимали иностранных граждан. Примером являлся командир Кронштадтского порта – Томас Гордон.

Адмирал Спиридов в 1770 году в ходе Чесменского сражения разгромил турецкий флот и установил господство России в Эгейском море. Также Российская империя одержала победу в войне с турками в 1768-1774 годах. В 1778 году был основан порт Херсон, а в 1783 – на воду спущено первое судно Черноморского флота. Наша страна по количеству и качеству кораблей в конце 18 и начале 19 веков занял третье место в мире после Франции и Великобритании.

В 1802 году начало свое существование Министерство морских сил. Впервые в 1826 году был сооружен военный пароход, оснащенный восемью пушками, который назвали «Ижора». А через 10 лет построили пароходофрегат, прозванный «Богатырем». Это судно имело паровой двигатель и гребные колеса для перемещения. С 1805 по 1855 года русскими мореплавателями осваивался Дальний Восток. За эти года отважные моряки произвели сорок кругосветных и дальних плаваний.

В 1856 году Россия была вынуждена подписать Парижский мирный договор и в итоге лишилась черноморского флота. В 1860 году паровой флот окончательно занял место устаревшего и потерявшего былое значение парусного. После Крымской войны Россия активно строила паровые боевые корабли. Это были тихоходные корабли, на которых невозможно совершать дальние боевые походы. В 1861 году на воду спускается первая канонерская лодка под названием «Опыт». Боевой корабль был оснащен броневой защитой и прослужил до 1922 года, побывав полигоном для первых экспериментов А.С. Попова по радиосвязи на воде.

Конец 19 века ознаменовался расширением флота. В те времена у власти находился царь Николай II. Высокими темпами развивалась промышленность, но даже она не могла поспеть за неизменно увеличивающимися потребностями флота. Поэтому появилась тенденция заказывать корабли в Германии, США, Франции и Дании. Русско-японская война охарактеризовалась унизительным разгромом военно-морского флота России. Почти все боевые корабли были затоплены, некоторые сдались, только единицам удалось уйти. После неудачи в войне на востоке Российский императорский флот лишился третьего места среди стран-обладательниц крупнейших флотилий мира, сразу оказавшись на шестом.

1906 год характеризуется возрождением военно-морских сил. Принимается решение иметь на вооружении подводные лодки. 19 марта указом императора Николая II в строй вводится 10 субмарин. Поэтому этот день в стране является праздником, Днем подводника. С 1906 по 1913 года Российская империя израсходовала 519 миллионов долларов на потребности военно-морского флота. Но этого было явно недостаточно, так как военно-морские силы других ведущих держав стремительно развивались.

Во время первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский по всем показателям. В 1918 году под абсолютным контролем Германии находилось все Балтийское море. Германский флот перевозил войска для оказания поддержки независимой Финляндии. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.

Главным противником россиян на Черном море издавна была Османская империя. Основная база Черноморского флота находилась в Севастополе. Командующим всеми морскими силами в этом регионе был Андрей Августович Эбергард. Но в 1916 году царь снял его с поста и заменил на адмирала Колчака. Несмотря на успешные боевые действия черноморских моряков, в октябре 1916 на стоянке взорвался линкор «Императрица Мария». Это была крупнейшая потеря Черноморского флота. Он прослужил всего лишь год. И по сей день, неизвестна причина взрыва. Но бытует мнение, что это результат удачной диверсии.

Полнейшим крахом и катастрофой для всего российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. После уничтожения белых армий остаток флота был замечен в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году. В конце всех вышеизложенных событий у Советской власти осталось совсем немного кораблей. Эти суда и сформировали Военно-Морской флот СССР.

В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. В эти годы флотом умело командовали адмиралы А.Г. Головко, И.С. Исаков, В.Ф. Трибуц, Л.А. Владимирский.

В 1896 году параллельно с празднованием 200-летнего дня рождения Санкт-Петербурга отмечался и день основания флота. Ему исполнилось 200 лет. Но самое масштабное торжество состоялось в 1996 году, когда отмечался 300-летний юбилей. Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.

Российский флот является национальным достоянием и гордостью России, которая по сей день остается великой морской державой.

Главный военно-морской парад по случаю Дня Военно-морского флота России 30 июля пройдет в Санкт-Петербурге и Кронштадте. Парады в честь Дня ВМФ состоятся также на всех военно-морских базах России, в том числе в Сирии.

История и традиции праздника

В Советском Союзе военные моряки пользовались особым почетом и уважением — День Военно-морского флота учредили в 1939 году и отмечали ежегодно 24 июля.

Инициатором создания праздника стал выдающийся советский флотоводец, герой Советского Союза, адмирал флота Николай Кузнецов.

© photo: Sputnik / Сергей Ещенко

Российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" в Североморске

В октябре 1980 года указом Президиума Верховного совета СССР День ВМФ перенесли на последнее воскресенье июля.

После распада СССР праздник вписался в новую российскую действительность и со временем стал более почитаем. В современной России празднование Дня ВМФ установлено указом президента России от 31 мая 2006 года.

В День ВМФ по всей стране традиционно проходят памятные и торжественные мероприятия, военные парады, в том числе парады кораблей, проводятся встречи ветеранов, концерты, народные гуляния, гремят салюты и фейерверки.

У праздника есть и мифологические корни — считается, что в самые жаркие дни лета стоит оказать почести грозному богу морей Нептуну, поэтому День ВМФ — это еще и День Нептуна.

Праздник возник из древнего обычая, согласно которому Нептун окатывал водой моряков-новичков, прежде чем пропустить корабль.

Истоки русского флота

Первый русский боевой корабль построили несколько столетий назад по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена еще при царе Алексее Михайловиче.

"Орел", длина которого составляла 24,5 метра, ширина 6,5 метра, а осадка 1,5 метра, по тем временам был совершенным судном. Экипаж корабля, который был вооружен 22 пушками, состоял из 22 матросов и 35 стрельцов. Свое название боевое судно получило в честь государственного герба.

Министерство обороны РФ

Истребитель Су-33 производит взлет с палубы тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" у берегов Сирии в Средиземном море

Активное строительство кораблей началось в конце XVII века — решение Боярской думы в октябре 1696 года законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству.

"Морским судам быть!" — таковой была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии.

Корабли русского флота самых разных классов строились на многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России. К весне 1700 года на воду спустили 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот постоянно пополнялся.

Петр I, успешно решив южную проблему, поставил перед собой задачу во что бы то ни стало добиться выхода на побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со шведами (1700-1721).

Русский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу в августе 1714 года. Именно тогда зародилась традиция по случаю побед на море выстраивать корабли и палить из всех пушек.

© REUTERS / Norwegian Royal Airforce

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

К концу XVIII века русский флот по своим масштабам был третьим в мире. В начале XX века было решено начать строительство судов подводного флота, однако революция 1917 года внесла свои коррективы — все было разрушено, а часть кораблей потоплена.

ВМФ сегодня

Современный российский флот, который состоит из надежных, технически оснащенных кораблей, авианосцев, ракетоносцев и подводных лодок, предназначен для вооруженной защиты интересов страны, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны.

Российский флот делится на несколько частей: Балтийский, Тихоокеанский, Северный, Черноморский. Каждый из них выполняет важнейшую задачу по обороне и защите государства.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Главный символ Российского Флота

С петровских времен главным символом Российского Флота является Андреевский флаг. Это полотно прямоугольной формы, на котором изображены две пересекающиеся голубые полосы, которые символизируют косой Андреевский крест.

Флаг назван в честь покровителя России - первого ученика Иисуса Христа, апостола Андрея Первозванного. Христос призвал первым в ученики именно Андрея — простого рыбака, который промышлял на Галилейском озере.

Апостол Андрей, родной брат апостола Петра, был великим путешественником и проповедником христианской веры. Он отправился в путешествие по землям, которые населяли славянские племена и учил славян-язычников христианской вере.

Андрей Первозванный считается также покровителем моряков - по преданию он воскресил сорок человек, которые спешили к нему услышать весть о Христе, но погибли во время жестокого шторма.

Царь Петр I основал Орден Святого Андрея Первозванного - главную и высшую награду России еще в 1698 году, а спустя 300 лет эта награда была возрождена и стала основой символики российского ВМФ.

Материал подготовлен на основе открытых источников

30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота России. Такая дата выбрана не случайно - (20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота.

На самом деле флот на Руси существовал за много столетий до Петра I. Без флота не достиг бы своего положения Великий Новгород, русские воины на ладьях отправлялись в походы по Черному морю. Но тот старый русский флот не был регулярным в общепринятом понятии. Петр заимствовал идею создания централизованного военно-морского флота в Европе. Он сам очень интересовался кораблестроением и, как и в случае с регулярной армией, начал создавать российский флот с потешных войск. Знаменитый ботик Петра I «Святой Николай» не зря зовется «дедушкой русского флота» - он был приобретен еще двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок, а в 1688 году Петр обнаружил ботик в Измайлове.

Петром лично были заложены несколько судов - в Переяславле, на Плещеевом озере. Затем некоторое время корабли строили в Архангельске, но вскоре Петр пришел к выводу о том, что Белое море совершенно не годится для морских экспериментов. Именно это обстоятельство и заставило его обратить повышенное внимание на возможность выхода России к другим морям – Балтийскому, Азовскому и Черному. Однако решение этой задачи требовало от России вступления в войну с соседними государствами. Ведь выход к Азовскому и Черному морям перекрывала Османская империя, Балтику контролировала Швеция.

Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе.

Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге.

После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия.

На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века.

Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов.

Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова.

На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике.

Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения.

По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг».

19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность.

Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции.

По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией.

Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами.

Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств.

Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава.

В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии.

В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России.

В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России.

Очень давно российский царь Александр III сказал: «У России нет друзей, нашей огромности боятся. У России только два друга – армия и флот». Именно армия и флот защищают границы государства, пролегающие по суше, морям и океанам. День Военно-Морского флота в 2019 году будет отмечаться широко и торжественно. Праздник признан одним из важнейших для государства. Разберемся с датой торжества, вспомним историю ВМФ в России и поговорим о подарках всем, кто связан с морской военной службой.

Какого числа День Военно-Морского флота в России

В 2019 году День Военно-Морского флота 28 июля. Праздник не привязан к дате и отмечается в последнее воскресенье июля. Учреждены торжества Указом Президента страны №549 от 31.05.2006 года. Зная о плавающей дате, всегда можно посчитать, какого числа День Военно-Морского флота в предстоящие годы, в частности:

  • в 2019 году – 28 июля;
  • в 2020 году – 26 июля;
  • в 2021 году – 25 июля;
  • в 2022 году – 31 июля.

Когда отмечают День Военно-Морского флота: история и традиции праздника

Сегодня мы отмечаем День ВМФ в последний выходной июля, а в СССР торжества назначались Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКПБ от 22.06.1939 года. Дата празднеств назначалась одна – 24 июля каждого года. Только в 1980 году дату перенесли на июль и сделали плавающей.

История торжества начинается с 1923 года с праздника «Неделя Красного Флота». Праздничные дни включали не только митинги, парады, но и трудовые субботники, сбор денег на нужды молодого советского флота. Так продолжалось до 1939 года, пока дату не закрепили официально, назначив праздничным только один день – 24 июля.

Несмотря на перемены дат, традиции ВМФ сохранились в первозданном виде. Как в День Советской Армии и Военно-Морского Флота на кораблях поднимаются Андреевские флаги. Церемония проводится на всех военных судах без исключения. Андреевский флаг является символом флота и с торжественного поднятия флага начинаются официальные праздники, мероприятия.

К дате торжеств приурочиваются награждения военных ВМФ за особые заслуги, вручение наград, присваивание внеочередных званий. Командование организует концерты, по ТВ обязательно покажут интересные фильмы и хронику про военные морские силы РФ. А после официальных торжеств военных моряков и всех служащих ведомства ждут дома, чтобы отпраздновать дату в семейном кругу с друзьями и близкими людьми.

В последнее воскресенье июля во всех портах страны будут организованы яркие парады, торжественные шествия и поздравительные концерты. Посмотреть парад можно в Калининграде, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Севастополе, Североморске и других городах. В торжественных парадах принимают участие надводные, подводные силы и морская авиация, это замечательное зрелище, которое нельзя пропустить. Запаситесь терпением, делайте фото и ждите вечернего салюта – фейерверки на День ВМФ поражают воображение размахом и красотой. Если не получается приехать в портовый город, смотрите ТВ – мероприятия будут транслироваться по новостным каналам.

Кто празднует День Военно-Морского Флота России

В День Военно-Морского флота мероприятия и торжества предназначены не только для служащих действующей армии, но и всех, кто помогает нести нелегкое бремя охраны границ. Поздравляем членов семей военнослужащих, сотрудников профильных учреждений, учителей и учеников, рабочих предприятий, заводов. Поздравим тех, кто обеспечивает боеготовность морских судов. И, конечно, ветеранов ВОВ, Вооруженных Сил России. Вспомним тех, кто отдал жизнь на службе и сохранил честь и преданность Родине.

История Российского флота

На рубеже XVII – XVIII веков в России назрела необходимость образования собственной военной флотилии. Политическая изоляция настолько затормозила развитие страны, что единственным выходом из коллапса стало развитие мореходства и открытие новых торговых путей. И хотя торговые суда курсировали задолго до этого времени, настало время обзаводиться военным флотом. Первый корабль выстроили по европейскому образцу и назвали «Фредерик». Судно отправилось в путь 30 июля 1636 года, но село на мель из-за шторма.

Затем до вступления на царство Петра I военный флот России находился в упадочном состоянии. Молодой царь четко понимал важность флота, потому непререкаемо заявил о создании верфей везде, где это возможно. Так началось становление Российской Империи как морской державы. Упорная борьба молодого царя быстро принесла свои плоды – флот России одержал множество побед на воде. А для закрепления боевого духа, демонстрации силы было решено устраивать парады и палить из пушек в ознаменование победы.

Многие Петровские заповеди живы до сих пор:

  • «Врагов не считают – их бьют»;
  • «Драться до последнего, в крайний момент корабль уничтожить»;
  • «Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах».

Традиции чести сохранятся надолго. И нет более честного и самоотверженного труда, чем стоять на страже границ Родины.

Как будет праздноваться День ВМФ в 2019

На День Военно-Морского флота программа включает немало торжественных мероприятий. Основные празднества пройдут в городах базирования флотилий стратегического назначения:

  • Североморск – здесь расположены основные силы Северного ВМФ;
  • Кронштадт – база Балтийского флота;
  • Севастополь – Родина знаменитой Черноморской флотилии;
  • Владивосток – дислокация Тихоокеанских сил ВМФ;
  • Астрахань – база основных сил Каспийской флотилии.

Торжественные чествования пройдут в Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде, Архангельске, Новороссийске и других городах. Задолго до рассвета в порты прибудут военные корабли, катера. А потом всех жителей и гостей ждет незабываемое зрелище – парад военных кораблей. Церемония поднятия Андреевского флага предваряет торжества, затем начинается само действо, в котором примут участие корветы, фрегаты, тральщики, подводные лодки.

После парада моряки сходят на берег, продолжают праздник на суше. В День основания Российского Военно-Морского флота радуются все, не только моряки, но и морские десантники, летчики, водолазы. Принимают участие в торжествах служащие действующей армии, военные, уже прошедшие службу, ветераны и те, кто только хочет пойти в ряды ВМФ.

Ребятишкам и взрослым будет интересно посетить военный корабль – в День ВМФ организуются бесплатные экскурсии. В портах проходят соревнования, конкурсы, концерты и вечером будет салют.

Поздравления с Днем Военно-Морского флота

Как можно поздравить с Днем Военно-Морского флота родных, близких? Конечно, подарить им внимание, организовать праздник в семье с друзьями. Летние дни манят на природу, в парки, можно отправиться на пикник и провести день не только приятно, но и полезно. А чтобы не думать над речью и тостами, предлагаем посмотреть поздравления в прозе, стихах, открытки и видео у нас.

Как оригинально поздравить моряка

Подарки на день ВМФ подбираются в зависимости от предпочтений человека. Мужчинам принято дарить сувениры с символикой, дамам – цветы, милые пустяки. Стоит отметить, что люди, несущие сложную службу, отличаются любовью к порядку, потому органайзеры, справочники будут кстати.

Оригинальным подарком может стать кружка с фото всей семьи или друзей, майка или тельняшка с изображением символа рода войск. Набор личных принадлежностей с инициалами, записная книжка и ручка, «походный комплект». Презент можно собрать из необходимых вещей, украсить символикой ВМФ и получится памятный подарок.

Поздравления в стихах и прозе

Выбирайте и поздравляйте всех родных, знакомых и друзей:

Поздравляю с Днём Военно-Морского Флота и в этот праздник пожелаю с каждым днём своей жизни купаться в лучах славы и покорять высокие волны успеха. Пусть никогда не ослабнет твой внутренний стержень, пусть морская стихия наполняет твоё сердце вдохновением и мечтой.

Поздравляю с Днём Военно-Морского Флота и хочу пожелать быть всемогущим Нептуном в океане счастья своей жизни. Пусть бушуют волны вдохновения и веселья у твоего причала, пусть твоей флотилии всё будет нипочём.

Поздравляю с Днём Военно-Морского Флота. Желаю с врагами быть дерзкой акулой, а с близкими - милым и добрым дельфином, желаю в любой компании чувствовать себя, как рыба в воде, а в любом деле добиваться высокой волны успеха и славы.

С Днём Военно-Морского Флота, с праздником бурной стихии и храбрости сердца. Желаю править балом своей жизни, как величественный царь морской, желаю лихо преодолевать высокие волны судьбы. А ещё желаю оставаться таким же смельчаком, храбрецом и большим молодцом. Пусть сопутствует удача и на море, и на суше, пусть помогает совершать подвиги любовь и вдохновение.

Красивые или прикольные стихи с поздравлениями поднимут настроение в любой компании:

С Днем ВМФ сердечно поздравляю
Отважных, самых доблестных мужчин!
Вы гордость нашей армии по праву,
Ведь флот всегда был номером один!
Желаю вам отличной, яркой службы,
Просоленной на всех семи ветрах,
Здоровья и надежной, крепкой дружбы,
Успехов, счастья, радости в делах!
**

Я моряк, и ты моряк!
Оба мы в Морфлоте.
Пусть завидуют нам те,
Служит кто в пехоте.
Мы любуемся всегда
Горизонтом в море.
А не красим, как стройбат
Лавки и заборы.
Так давай поднимем флаг
Наш с тобой повыше.
Чтоб все знали – праздник наш
И сидели тише!
**

Надень тельняшку, брюки-клеш,
Втяни пивной живот
И весел, ладен да пригож,
Прими 100 грамм за флот!
За всех друзей-однополчан,
За молодость в строю,
За то, чтоб жизненный причал,
Грел радостью судьбу!

С днем Военно-Морского Флота
Моряков поздравляет страна!
Служба Родине – ваша работа,
Ратной доблести, славы полна.
От Петра – моряков путь бесстрашен –
Враг не раз и не два был разбит,
Флот военный на страже державы,
Нерушимой твердыней стоит!
Морякам всем – отваги и силы,
Неба мирного, солнечных дней,
Чтобы службой любимой Отчизне,
Вы гордились, как честью своей!
**

Если ты моряк, братишка,
День, сегодня, только твой,
Веселись, гуляй с малышкой,
Пусть поет любви прибой!
Пусть штормит тебя успехом,
Льется радость через край,
Будет много шуток, смеха,
Ну и это… – наливай!

Видео-поздравления и открытки с Днем ВМФ

Красивое видео-поздравление:

Открытки с Днем Военно-Морского флота бесплатно и на любой случай:






Песни ко Дню ВМФ

Какой же праздник без песни? Чтобы никто не забыл, какое сегодня число, пойте вместе, а тексты песен найдете у нас.

Гимн Военно-морского флота РФ

Нам нужны такие корабли на море,
Чтобы мы могли с любой волной поспорить.
Маяки нужны и нужен нам локатор,
А ещё нам верные нужны ребята.

И тогда вода нам как земля.
И тогда нам экипаж семья.
И тогда любой из нас не против
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.

Нам для службы на море нужны походы,
И приветы из дому в далёких водах,
И чтоб не терять минут свободных даром
Нам, конечно, в кубрике нужна гитара.